12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

5 приемов развития критического мышления

Вам понравилась статья?

Чтобы уверенно жить в этом мире, мало подвергать все сомнению и задавать вопросы. Каждый день нас ожидает миллион решений и окружает океан информации. Если мы начнем подвергать сомнению любые данные, то утонем в информационном потоке, так и не приняв решения, а значит иногда сомнения только мешают. Что же делать в этом случае?

Прежде всего необходимо научиться распознавать, в какой ситуации дополнительная информация и скрупулезный анализ необходимы, а в какой достаточно принять на веру некоторые сведения.

Согласитесь, выбор учебного заведения и выбор между двумя видами хлеба — это разные по степени значимости выборы. Для принятия взвешенного решения об одном необходимо больше информации, чем при выборе второго. Поэтому первый шаг, которому нужно научиться, это определение необходимости глубинного анализа и вообще его глубины. Для покупки хлеба вам достаточно сравнить цену и прочесть состав продукта, это уже будет считаться глубоким анализом ситуации.

Выбирая университет, мало познакомиться с тем, что будет изучаться, нужно задаться вопросом, а сможете ли вы быть хорошим специалистом после выпуска, и что предлагают другие учебные заведения. То есть в этой ситуации вам нужно значительно больше информации для решения.

Критическое мышление требует постоянной тренировки и заточки. Первое время сложно заставлять себя задавать вопросы, подвергать сомнению и анализу информацию, но еще сложнее подвергать сомнению собственную позицию и действия.

Прием 1. Анализируйте себя

Один из эффективных способов развития критического мышления — это анализ собственного дня. Попробуйте проанализировать, что вы сделали за день, на что тратили время, правильно ли вы его тратили, рационально ли подходили к решению задач и прочее. Повторяйте процедуру из дня в день, сделайте своим ритуалом вроде чистки зубов, и вскоре вы будете подходить к многим вопросам именно с позиции анализа и осмысления.

Более того, скорее всего ваша производительность значительно вырастет, так как вы заметите, где у вас возникали сложности и проблемы.

Прием 2. А что будет, если…?

Очень важным приемом, который позволяет принимать решения, является оценка последствий. Вопрос «А что будет, если я все же так сделаю?» должен стать первым в списке ваших вопросов. Сформулируйте несколько возможных вариантов и обдумайте, хотите ли вы получить эти последствия. Каждое решение и действие ведет за собой последствия, поэтому этот вопрос очень полезен. Например, когда вы хотите похудеть, но неосознанно покупаете шоколадные батончики, не лишне будет спросить себя: «А что будет, если я это съем?». Думается, после этого вы сами положите батончик на прилавок.

Прием 3. Анализируйте источник данных

В решениях мы нередко опираемся на наши знания, опыт, а также на знания других людей. Большая часть когнитивных ошибок, которые совершают люди, связана не с тем, что решение было принять безосновательно, а с тем, что опорой для принятия решения была устаревшая или неверная информация.

Так, например, большое количество людей отказываются от вакцинации, ссылаясь на то, что «где-то, кто-то, когда-то сделал исследование, которое доказало, что вакцинация может вызвать синдром внезапной смерти младенца». Звучит как-то не слишком убедительно. Вы не знаете источник исследования, вероятно, не знакомы с содержанием, можно ли такую информацию считать проверенной и верной? Ни в коем случае! Исследование в приведенном примере действительно существовало, но затем автор, опубликовавший работу, провел дополнительные эксперименты и вскоре опубликовал опровергающую статью. А вот в народе мысль, что вакцинация может убить, закрепилась, и люди в спорах часто приводят ее в качестве аргумента.

Чтобы развивать критическое мышление задавайте себе вопросы «Откуда я это узнал? и «Почему я этому верю?». Первые же вопросы покажут вам, что часто данные, на которые вы опираетесь, это досужие домыслы, где-то услышанная, не всегда проверенная информация, а иногда попросту слухи.

Прием 4. Всегда находите плюсы и минусы

Ни одно решение не может быть исключительно положительным или исключительно отрицательным. Поэтому в нашем мире работает принцип «меньшего зла». Приучите себя выделять плюсы и минусы в каждом ситуации, а также находить убедительные аргументы против и в пользу того или иного действия, и вы заметите, как диалектичен наш мир. Такая методика поможет вам приучить ленивый мозг думать.

Прием 5. Оценивайте аргументацию, а не человека

Пожалуй, этот прием один из самых сложных. Мы привыкли переносить симпатию или неприязнь к человеку на его действия или рассуждения. Если он нам не нравится, то часто все его доводы и решения кажутся неправильными. Если же мы испытывают к человеку положительные эмоции, наоборот не обращаем внимание на нелогичность, непоследовательность его действий и аргументации. Поэтому старайтесь оценивать не человека, а теории, факты, мысли и идеи. Это поможет не поддаваться когнитивным искажениям, а также конструктивно и этично критиковать чужие мысли.

Мы перечислили далеко не полный перечень приемов развития критического мышления. Однако этот набор поможет вам начать мыслить критически и обезопасит от некоторых наиболее распространенных ошибок мышления, которым мы все подвержены. Главное контролировать собственное сознание и чаще задавать вопросы не окружающим, а себе.

Наша команда заинтересовалась темой критического мышления и хочет ее продолжить. Предлагаем и вам принять участие в формировании тематического плана блога. Поделитесь в комментариях, что вам хотелось бы еще узнать про критическое мышление. Один из вариантов — это приемы формирования критического мышления на уроках. Ждем вашего мнения.

Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите комментарии.

Добавить комментарий

6 лет назад
Перейти к комментарию! Татьяна ДмитриевнаВ стандартах на профессию, специализацию есть ОК и ПК общие и профессиональные компетенции. Предлагаю по всем дисциплинам выделить темы по урокам и предложить упражнения для их формирования. ЕГЭ и ОГЭ ссылается на эти законы, в программе они не прописаны, но это требуют от преподавателей. Нет единого мнения и методики как преподавать новые дисциплины...

Спасибо за ваш комментарий. Вы подняли актуальные проблемы среднего профессионального образования и не только. Однако как это соотносится со статьей выше, не совсем ясно.
Перейти к комментарию! СветланаКаковы возрастные периоды сензитивного развития критического мышления? Время суток (биологические часы и периоды) наиболее эффективного критического мышления? Как различается критическое мышление мужнин и женщин?!
С уважением, Светлана Павловна.

Спасибо за ваш комментарий. Постараемся раскрыть эти аспекты в будущих наших материалах блога.
Каковы возрастные периоды сензитивного развития критического мышления? Время суток (биологические часы и периоды) наиболее эффективного критического мышления? Как различается критическое мышление мужнин и женщин?!
С уважением, Светлана Павловна.

Татьяна Дмитриевна

6 лет назад
В стандартах на профессию, специализацию есть ОК и ПК общие и профессиональные компетенции. Предлагаю по всем дисциплинам выделить темы по урокам и предложить упражнения для их формирования. ЕГЭ и ОГЭ ссылается на эти законы, в программе они не прописаны, но это требуют от преподавателей. Нет единого мнения и методики как преподавать новые дисциплины. Сократили на 40 часов математику на 1 курсе СПО для ТОП-50, увеличили объём материала, на 2 курсе на ЕН отведено 120 часов на весь курс, некоторые дисциплины убрали. Сейчас проходит конкурс преподавателей со странными этапами! снять видео 5 минут "Информатика будущего", ни как не оговорено оформление и вопросы которые должны быть отражены. Разместите, где получится. Приложите скан копию, что у вас зарплата 80 тыс. руб. и не менее 19 час. нагрузка в неделю. Будет голосование и кто больше наберёт голосов, пройде на 2 тур: нужно написать программу для робота (ни язык, и задача не оглашены), на 3 тур пройдет победитель, при условии, что получает надбавку за МЭШ или призе 2018 года будет составлять конспект урока для МЭШ. Приз робо-класс.
ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО. ДУМАЮ, ЭТА СТАТЬЯ ВЫЗОВЕТ ИНТЕРЕС У МНОГИХ. ИСПОЛЬЗУЮ В РАБОТЕ С УЧЕНИКАМИ ШКОЛЫ.
Интересная статья, обязательно использую для классного часа в 9 классе.
Спасибо за статью. По данной тематике проведу беседу со своими студентами.
Спасибо! Статья интересная и полезная. Я считаю, что по ней можно провести, как классному руководителю, классный час в 10 классе
Комментировать