12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

8 вопросов, задавая которые, вы разовьете критическое мышление обучающихся

Вам понравилась статья?

Человек с хорошо развитым критическим мышлением:

  • четко и ясно формулирует проблемы и вопросы, требующие уточнения и решения;
  • отбирает релевантную информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать;
  • приходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам;
  • думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская, по необходимости, их предположения, причастность и практическое соответствие;
  • эффективно общается с другими при выработке решения.

Но можно ли научить человека критически мыслить? Существует научная гипотеза, что обучить навыкам критического мышления невозможно, и все усилия в этом направлении напрасны. Однако есть целая когорта западных ученых, среди которых Д. Халперн, Л. Хьюелл, Д. Зиглер, К. Мередит и Ч. Темпл, которые утверждали, что, используя определенные приемы, можно развить критическое мышление.

В русской педагогике наибольшее распространение получила технология развития критического мышления посредством чтения и письма.

Поэтому, развивая критическое мышление обучающихся, педагог учит их писать правильно конспекты, осмысленно читать тексты, задавать правильные вопросы. Вопросы — это вообще чрезвычайно важный навык, которому в отечественной педагогике уделяется очень мало внимания. Правильно сформулированный вопрос — это половина правильного ответа.

В это статье мы решили разобрать набор вопросов, на которые должен ответить любой человек, чтобы правильно и осмысленно прочитать текст. Предлагаем вам начать использовать некоторые из этих вопросов, чтобы развивать критическое мышление силами вашего предмета.

1. Какова цель этого текста?

Любой текст создается не просто так, а с какой-то целью. Автор так или иначе хочет нас убедить в чем-то, чтобы понять цель текста, необходимо понять, в чем он хочет нас убедить. Это не основная мысль текста, это та коммуникативная задача, которую поставил перед собой автор: доказать, что честь и достоинство важны, что предательство наказуемо, что убивать плохо и др.

2. Какая проблема поднимается в тексте?

Хороший текст естественно всегда проблемный. Именно наличие значимых проблем отличает хорошие произведения от плохих, а совсем не свеженькие эпитеты и прочие красивости. Проблема — это то несоответствие в мире, которое хотел осветить автор. Те вопросы, которые он задал сам себе и попытался на них ответить. Первым делом их нужно найти и сформулировать, а уж затем понять, получилось ли у автора ответить.

3. Какие в тексте есть допущения?

Это некие аксиомы, то, что автор не подвергает сомнению. И чем ближе допущения к однозначной, измеримой экспериментально истине, тем лучше. Если же допущения сами по себе спорны, то весь последующий текст нужно будет тщательно проверять на логичность и обоснованность.

4. Какая у автора точка зрения?

Совершенной объективности не существует. Как бы мы не старались. Как бы не опирались на факты, критерии и данные. Объективность в сознание человека — удивительный миф, к которому он всегда будет стремится. Мы всегда рассматриваем реальность со своей точки зрения, поэтому одна и та же «объективная реальность» так существенно отличается в интерпретации разных людей. Поэтому прежде, чем делать выводы о тексте, постарайтесь понять, а какой собственно точки зрения придерживается сам автор.

5. Есть ли в тексте факты и данные?

Любое авторское утверждение должно быть подкреплено фактами. Причем не какими-либо, а действительно относящимися к делу и авторитетными. Например, доказывая, что Земля действительно шарообразная, а не плоская, нужно приводить в доказательство не мнения вашего соседа по лестничной площадке, а фото со спутников. При этом всегда нужно проверять, не увели ли факты нас от первоначальной темы.

6. Какие концепции и идеи использует автор?

Это один из самых сложных вопросов для осмысленного чтения текста. Дело в том, что, когда мы описываем реальность, мы так или иначе используем некоторые модели, которые содержат уже в себе нашу точку зрения. Без концепций и идей не обойтись, но необходимо чтоб автор правильно и точно использовал их, а мы правильно и точно их понимали.

7. Какие выводы сделал автор?

Действительно ли то, что вывел автор, следует из тех данных, которые он анализировал? Вот он ключевой вопрос, который должен задать себе любой человек, который работает с любым текстом. А можно ли сделать другой вывод? Если это так, то для однозначного и критически обоснованного вывода автор использовал мало данных, а значит лучше воздержаться от вывода вообще, и уж авторский вывод на веру точно не принимать.

8. А каковы последствия?

Это уже внетекстовая деятельность, подключая которую мы действительно осмысляем текст. Что будет, если мы примем слова автора всерьез? Какие последствия будут для мира, отдельного человека, общества? Часто вполне себе стройные авторские рассуждения ведут за собой такие противоречивые и абсурдные последствия, что стоит пересмотреть прочитанный текст еще раз и задать себе несколько дополнительных вопросов.

Используя эту систему вопросов, вы приучите обучающихся работать с текстом осмысленно, не просто извлекать из него информацию, но и понимать, насколько она правдоподобна и логична, а значит в дальнейшей своей жизни принимать куда более правильные решения, опираясь на достоверные данные и делая обоснованные выводы.

Добавить комментарий

10 месяцев назад
Спасибо большое за статью,. Очень интересный материал, а главное - полезный.
11 месяцев назад
Перейти к комментарию! АсетСпасибо ,за статью !Буду использовать в работе.

Спасибо за ваше неравнодушие к нашим материалам!
Спасибо за интересный материал! Он может пригодиться в работе.
Спасибо за интересный представленный материал.
Спасибо за очень интересный и полезный материал! Буду использовать в работе.
Спасибо за интересный материал! Очень интересно и полезно.
Thank You for useful information.
Спасибо за материал. Интересный и полезный.
Спасибо. Интересный и полезный материал.Буду применять для работы.
Спасибо ,за статью !Буду использовать в работе.
1 год назад

Алла Алексеевна

1 год назад
Спасибо! Полезная статья. Она может помочь молодым педагогам грамотно читать текст и отбирать информацию
Перейти к комментарию! Татьяна ДмитриевнаКакие вопросы, по-вашему можно задавать на математике и геометрии, информатике будущего?
Спасибо за ваш комментарий. Постараемся раскрыть эти вопросы в следующих статьях. Однако эти вопросы в целом универсальные. И на математике, геометрии и информатике проходит работа с текстом. Его также требуется анализировать и разбирать на составляющие. Однако возможно для вас будет актуальна работа с таблицей ЗУХ (Знаю, Узнал, Хочу узнать). Чтение учебника с применением подбора вопросов по содержанию к каждому абзацу и другие методы развития критического мышления.

Татьяна Дмитриевна

1 год назад
Какие вопросы, по-вашему можно задавать на математике и геометрии, информатике будущего?
Спасибо за статью, буду использовать при работе на уроках.
Спасибо большое за статью, согласна с коллегами, статью действительно можно использовать как в ходе научно-исследовательской работы с учащимися, так и при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, да и на уроке при работе с любым текстом.
Спасибо за статью. Она систематизировала мои знания в этом вопросе и в то же время породила новые. Спасибо за возможность тренировать логику.
Хорошая статья. Всё разложено "по полочкам". Будет полезна при подготовке учащихся к сочинению на ЕГЭ. Спасибо.

Галина Рязанова

1 год назад
Спасибо большое. Статья хорошая и полезная.
Спасибо за хорошую статью)
Спасибо
Комментировать