ДИСО 9 лет!
Разыгрываем планшет и другие призы!
12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Дошкольное образование сегодня. Новое пространство идей и развития.

Вам понравилась статья?

1.Гуманистическое образование для самых маленьких.

Воспитатель должен с вниманием и заинтересованностью общаться с ребенком, уважать его. Это базис обучения в детском саду. Хоть эта идея, на первый взгляд, и проста, ее чрезвычайно сложно выполнять на практике. Когда в группе 25 ребятишек, сложно учитывать личность каждого. Однако личность ребенка становится гармоничной и всесторонне развитой только в условиях построенного на основе уважения социального взаимодействия с родителями, сверстниками и другими взрослыми. Именно внимательное отношение воспитателя с признанием индивидуальности ребенка позволяет формировать эту гармонию.

2. А что ФГОС?

Дошкольное образование с некоторых пор тоже «стандартизируется».

Стандарт был разработан под руководством А. Асмолова и введен в действие с 2013 года. Прошло уже немало времени, как дошкольное образование стало уровнем общего, и можно взглянуть на ФГОС с позиции ретроспективы. Он изменил принцип работы детского сада — теперь вместо массовой подготовки к школе воспитатели добиваются индивидуального развития ребенка и его способностей, что соотносится с гуманистическим подходом. Были установлены четкие требования к образовательной программе. Она должна состоять из 2 частей: обязательной и вариативной, разрабатываемой в детском саду. Что хорошо, у дошколят нет ни промежуточных, ни итоговой аттестаций. С согласия родителей воспитателями и психологами детсада может проводиться оценка динамики развития детей. Цель дошкольного образования по ФГОС ДО – создание условий для формирования универсальной учебной деятельности. В стандарт впервые было включено понятие «предметно-развивающая среда», это означает, что для обеспечения полноценного развития недостаточно простого перечня оборудования, которое представлено в детсаду. Нужно понимать, как устроено все пространство, как организована жизнь ребенка. Это непростая задача, которая требует не только реновации пространства всех групп детских садов, но и большого объема осмысления работы самими воспитателями.

 

3. Инклюзия.

 

Еще одна важнейшая тенденция – это проникновение инклюзии повсюду. Говорят об этом много, а делают, по факту, мало. И это проблема. Это касается не только детей с ОВЗ и инвалидов, но и в принципе особенных детей: одаренных, девиантных, в группах риска. Каждый из них должен найти свое место в детском саду, а затем в школе. Что лучше всего демонстрирует различия медицинского и социального подходов в понимании инклюзии? Художественная литература, а в частности восхитительное произведение «Синяя звезда» А. Куприна. Автор показывает, что те, кто не подходит под некую условную «норму», образец, оказываются неуспешны, но стоит только сменить «норму», условия существования, как успех приходит к ним. Образовательные организации в современности лучше всего справляются с задачами формирования нормы, но никак не многовариатности жизненных образцов.

Пока следует констатировать, что только 18 % детских садов в РФ, по данным 2018 года, могут похвастаться инклюзией. Предметно-пространственная среда в большинстве дошкольных организаций недоступна для детей с особыми потребностями, да и многообразием она не отличается. 

4. Создание новых образовательных пространств.

 

Это касается и архитектуры образовательного пространства — физического здания, и, взаимоотношений между участниками. Здесь инновации бьют ключом, потому что в решении вопросов оформления пространства и способов коммуникации информационные технологии сделали скачок вперед.

Что касается электронной образовательной среды, которая с такой силой проталкивается в школьное пространство, то в дошкольном образовании это один из весьма спорных вопросов. А нужно ли? Дети до 5 лет, которые систематически взаимодействуют с огромным количеством гаджетов, нередко испытывают дефицит взаимодействия с реальностью. Они намного меньше играют в реальные игры, а игры — это лучший способ развивать детей дошкольного возраста, они куда меньше сотрудничают со взрослыми и сверстниками, что сказывается на развитии их социального интеллекта. Поэтому повсеместное использование ИКТ может быть здесь совершенно не нужным и даже вредным. Электронная образовательная среда нужна прежде всего педагогу, она имеет преимущества только как среда для методической поддержки, а не как формирующая среда для детей.

 

 

5. Ориентация на «готовить детей к»

Детский сад готовит детей к школе, школа готовит детей к ЕГЭ и вузу, вуз готовит детей к жизни, и так по кругу. Такая мотивация на прикладные цели отнимает у образования ключевую воспитательную черту. Ведь дети не только ЕГЭ должны сдать, они еще и людьми хорошими должны стать. Поэтому в детском саду воспитатель должен не готовить ребенка к школе, а помогать ему развивать имеющиеся способности «сейчас». Для достижения этой цели пространство в саду должно быть оформлено как уютное, «домашнее», так детям проще адаптироваться. Группы желательно формировать небольшие, чтобы индивидуализировать процесс обучения. Ну и, конечно, необходимо применять современные образовательные технологии.

Можно пробовать реализовать концепцию «одна неделя — один навык», придуманную японцами. Формируются таким образом только нужные сегодня для самостоятельности навыки, вроде завязывания шнурков.

6. Инвестиции в будущее

 

Дошкольное образование безоговорочно признано самым важным периодом в закладывании интеллектуальных и иных способностей детей. Поэтому и свободная, и непосредственная образовательная деятельность (термин ФГОС ДО) должны быть реально эффективными. Как чаще всего признают, самое эффективное обучение дошколят — игровое. Рынок образовательных игр постепенно насыщается разными инструментами.

Хорошее обучение — это всегда сочетание подходов, и классических занятий с учебниками и лекциями и компьютерных программ. Правильное сочетание помогает вызвать интерес. В дошкольном образовании можно применять специальные наборы для конструирования, робототехники, освоения элементарных навыков, научного творчества. И этим вопросом детскому саду лучше заняться уже сегодня.

 

Подведем итоги. За последние 30 лет произошла знаковая вещь – дошкольное образование стало восприниматься как очень значимая ступень в жизни, дающая определенные человеческие качества молодым людям, которые не получишь ни в одном другом возрасте. Поэтому появился ФГОС ДО, который обозначил, что нужно делать и как, определил направления развития, требования к «предметно-пространственной среде». Появился целый рынок дошкольного образования, на него обращают пристальное внимание исследователи, а само дошкольное образование сделало качественный ска

 

Опыт зарубежных детских садов

 

Интересны различные подходы в европейских детских садах. Например, детский сад в Стокгольме отрицает гендерные стереотипы. Мальчики могут там танцевать балет, а девочки забираться на деревья так высоко, как только смогут. В садах Великобритании дети играют в грязи, таким образом исследуя мир опытным путем, а детский сад Dolli-Einstein-Haus в немецком городе Пиннеберг для детей с 3 лет ввел выборы. Они позволяют детям голосовать за варианты обеда и даже выбирать представителя от каждой группы. По мнению директора, это поможет развивать демократическое мышление у воспитанников. Существует огромное количество разных примеров оживления воспитательного процесса в детских садах, поэтому берите примеры, включайте фантазию и творите вместе с блогом от Росконкурса.

А какие важнейшие изменения по вашему мнению произошли с детскими садами в последнее время? Что требуется еще изменить? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите комментарии.

 

 

 

Комментировать