12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Итоги 2017 года в образовании

Вам понравилась статья?

1. Реформа централизации: средство борьбы со школьной междоусобицей

Переход школ от муниципального подчинения и финансирования к региональному ознаменовал шаг в сторону более жесткой централизации и распределения ресурсов. Пока централизация проходит в тестовом режиме в некоторым субъектах Российской Федерации, и отчетов о результате такой работы нет, но мы ждем и следим за ситуацией.

2. Запуск Профстандарта «Педагог»

С 1 января 2017 года начал действовать новый профессиональный стандарт педагога, который сказал: «Обучаемы все!». Теперь в прямые служебные задачи педагога входит то, за что раньше выплачивались стимулирующие и при желании педагог мог не брать на себя эту нагрузку. Профстандарт обязует педагога полноценно владеть технологиями работы с детьми с особыми потребностями, в том числе с одаренными и с ограниченными возможностями здоровья, и выдвигает довольно жесткие требования к образованию и уровню квалификации учителей. В следующем году будет ясно, к чему приведет такое нововведение.

3. Возвращение блудной астрономии

Многострадальная астрономия то покидает списки обязательных предметов, то снова в них попадает, вызывая волну обсуждения, восхищения и критики. Как относится к этому, решать вам, но с 1 января все школы должны ввести новый предмет. Часов выделено на него немного — всего 35, и ЕГЭ по астрономии тоже вряд ли появятся, но в экзамене по физике в 2019 году вполне могут появиться вопросы из этого курса. Так что относится к нему стоит серьезно.

4. Развитие частных школ и семейного образования

Система образования сегодня находится в глубоком кризисе. Об этом говорят общественные деятели, эксперты и сами учителя. В 2017 году продолжается отток школьников из государственных школ в частные параллельно с ростом популярности репетиторства. Полная дезориентация педагогов, которые пробуют применять консервативный подход к обучению новых детей и при этом достигать новых целей по ФГОС, показывает родителям, что необходимо искать альтернативные формы образования или самостоятельно заниматься развитием и обучением своих детей. Поэтому число детей, обучающихся в частных школах и посредством семейного образования, с каждым годом становится все больше, а сообщество единомышленников вокруг этой сферы расширяется.

5. Сокращение числа одобренных учебно-методических комплексов

Федеральный перечень учебников сегодня становится все тоньше и скромнее. К примеру, в нем осталось всего 3 линейки УМК по истории Отечества. То же происходит и с другими предметными линейками. Что это значит для одного конкретного преподавателя? Сокращение поля выбора и творчества. И раньше «творить» можно было только в узких рамках перечня, стандартов, отчетов, ЕГЭ и ВПР. Теперь же выбирать учитель может еще меньше, а соответственно и подстроить учебный процесс под нужды и образовательные потребности отдельных обучающихся с трудом. Разные УМК отличаются друг от друга направленностью, основополагающими теориями, упором на развитие разных УУД, что позволяло педагогу подстраиваться под реальный уровень сформированности метапредметных результатов и выбирать материал, стимулирующий развитие недостающих. Теперь же выбирать приходится из оставшегося.

6. Введение устного экзамена по русскому языку в 9 классе.

Мало знать, как пишется жи-ши, нужно уметь использовать язык и текст в различных ситуациях и извлекать из них максимальную пользу. Поэтому введение устной части экзамена по русскому языку также неизбежно, как приход весны после зимы. В 2018 году этот формат пройдет пока пробно и на результаты ОГЭ влиять не будет, но в дальнейшем превратиться в важную промежуточную часть экзамена и будет носить характер допуска. Для учителей русского языка и литературы это означает только одно: дополнительную нагрузку и ответственность за детей в 9 классе, а вот повысит ли уровень коммуникативных обучающихся, судить пока сложно.

7. Уровневая оценка компетенции

Учителя-предметники (русский язык и математика) в этом году в тестовой форме проходили новый вид проверки своих компетенций — уровневая оценка компетенций. В уходящем году модель только апробировались, и в ней принимали участие добровольно, в дальнейшем новый вид оценки будет введен как обязательный элемент аттестации на соответствие занимаемой должности.

Диагностическая работа состояла из 20 предметных заданий, 3 методические задачи и 1 профессиональная. Они позволяют оценить как знание самого предмета, так и педагогическое мастерство.

8. Развитие дистанционного образования

Законодательство также продолжает нас радовать и меняться. Последние изменения коснулись и организации образовательного процесса дистанционно. Теперь образовательная организация имеет право организовать обучение по предмету полностью дистанционно с помощью имеющихся информационно-коммуникационных технологий. Смогут ли дети учить географию или биологию дистанционно, уже другой вопрос, главное можно.

Уходящий год показывает нам не слишком радужную, но при этом довольно перспективную ситуацию в образовании. Несмотря на ограничительную рамочную деятельность министерства, которая регламентирует работу педагога, развиваются альтернативные формы образования, происходит дальнейшее развитие форм электронного и онлайн-образования. Однако усиливается пропасть между школой и родителями, которые не слишком понимают, чему же сегодня учит школа.

В школе с большим трудом приживаются новые формы, методы и результаты, но творческий учитель всегда найдет себе применение.

 

 

Добавить комментарий

6 лет назад
Перейти к комментарию! Екатерина ВикторовнаЗабавная статья, в которой упрекаются учителя, применяющие традиционные методы обучения, порицается репетиторство и частные школы... А может быть отток учеников из школ происходит как раз из-за новых педагогических методов? Стремясь соответствовать новым веяниям учитель превращается в "шута"... Нет ничего плохого в том, что тщательно прочитали учебники и оставили только те, которые не несут заведомо ложное знания. А в 3 линейки-это более чем достаточно для творческого педагога! И при желании можно применить весь свой потенциал и возможности детского коллектива. Что касается устной части русского языка-дети не умеют говорить и читать вслух! И при необходимости могу подтвердить свои слова опросами и статистиками. А то, что это дополнительная нагрузка на учителя, это безусловно.
Что касается одаренных детей и детей, с ограниченными возможностями -очень удобно делать вид, что они не отличаются от других, но при этом невозможно раскрыть весь их потенциал и возможности, "занимаясь в толпе". Уделяя внимание и таким ученикам, мы обделяем среднестатистических...

Спасибо за ваш...

Екатерина Викторовна

6 лет назад
Забавная статья, в которой упрекаются учителя, применяющие традиционные методы обучения, порицается репетиторство и частные школы... А может быть отток учеников из школ происходит как раз из-за новых педагогических методов? Стремясь соответствовать новым веяниям учитель превращается в "шута"... Нет ничего плохого в том, что тщательно прочитали учебники и оставили только те, которые не несут заведомо ложное знания. А в 3 линейки-это более чем достаточно для творческого педагога! И при желании можно применить весь свой потенциал и возможности детского коллектива. Что касается устной части русского языка-дети не умеют говорить и читать вслух! И при необходимости могу подтвердить свои слова опросами и статистиками. А то, что это дополнительная нагрузка на учителя, это безусловно.
Что касается одаренных детей и детей, с ограниченными возможностями -очень удобно делать вид, что они не отличаются от других, но при этом невозможно раскрыть весь их потенциал и возможности, "занимаясь в толпе". Уделяя внимание и таким ученикам, мы обделяем среднестатистических...
Это точно! Без творчества нет развития и движения вперёд!
Комментировать