12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Мифы о раздельном обучении

Вам понравилась статья?

Что в итоге…

Результаты «бесполого» обучения не заставили себя ждать. Наиболее яркие проявления — это исчезновение в характере взрослеющих мальчиков мужских черт: силы духа, мужественности, воли. Произошло это из-за того, что мальчики оказывались погружены в сугубо женскую среду, где более зрелые девочки задавали некую модель поведения, а окружающие их взрослые были представительницами, как правило, женского пола. Девочки, для которых более характерны прилежность, послушание, усидчивость, стремление услужить, понравиться, начали активно, но неосознанно навязывать эти качества мальчикам, поскольку оказались в выигрышном положении. Но на них это тоже сказалось: из-за того, что рядом не оказывалось мужской модели поведения, им нередко приходилось брать на себя мужские функции. В результате мы получили неправильные варианты полоролевых поведений. Женственных мальчиков и мужественных девочек.

https://www.tomsk.kp.ru/daily/26680/3703768/

Подобная характеристика в некоторой мере утрирована, но в целом отражает все самые негативные последствия, которые возможны не при совместном обучении, а именно при бесполовом, в которое может превратиться совместное.

Основополагающие исследования

Однако в последние десятилетия интерес к раздельному обучению снова возрастает.  Причин, по которой эта идеология, приобретает новую популярность много. В некоторых школах экспериментируют с раздельным обучением, чтобы ограничить межполовые взаимодействия в подростковом возрасте и уберечь детей от совершения опрометчивых поступков. В некоторых — раздельное обучение направлено именно на возрождения полоролевых традиций, мальчик — защитник и добытчик, а девочка — мать и хранительница.

Наиболее рациональной причиной раздельного обучения можно назвать психофизические различия в развитии и мышлении мальчиков и девочек. Так мозг мужчин на 8% больше, чем у женщин, в то же время некоторые его участки, например, межталамические сращивания, у мужчин развиты значительно хуже, чем у женщин. Существуют различия и в ассоциативной зоне коры головного мозга, которая отвечает за сложную умственную работу, у мужчин она в левом полушарии и гораздо более ассиметрична, чем у женщин. Различается и возраст, в который происходит развитие тех или иных областей мозга и видов мышления. Например, у девочек речь и тонкая двигательная активность развиваются раньше аж на 6 лет, в отличии от зон, отвечающих за пространственную память и планирование, которые формируются у мальчиков на 4 года раньше. Существуют и различия в мотивации и самооценке. Исходя из этого, можно сделать выводы, что мышление мальчиков и девочек действительно имеет различия, а значит учить их нужно по-разному. 

 

В России научной основой раздельного обучения можно назвать работы В. Базарного. По его мнению, раздельное обучение позволяет достичь большей эффективности и верно передать мужские и женские модели поведения. К примеру, в одной из школ Красноярского края, в ходе эксперимента перешедшей на раздельное обучение, более 60 % учеников — отличники, 90 % выпускников с первой попытки поступают в вузы[1].

Учителям необходимо учитывать различия в формировании мышления и мозга у разнополых детей. Некоторые из этих различий имеют очень большое значение. Например, девочки хуже переживают стрессовые ситуации, чем мальчики, которые при встряске лучше усваивают материал.

По мнению В. Базарова, должен различаться и набор изучаемых предметов. В женском обучении должны преобладать искусства и гуманитарная направленность, в мужском — те, что помогают им сформировать силу воли, лидерство и прочие качества. Есть мнения, что у девочек чаще возникают проблемы с точными науками, и они менее склонны к математическим знаниям, но при раздельном обучении, в котором девочки осваивают математику в своем темпе, эти особенности развития сводятся на нет. То же касается и гуманитарных знаний, которые мальчики традиционно считают «немужскими» и нередко игнорируют. При раздельном обучении мальчики осваивают их значительно лучше.

Методически мальчикам более свойственно обучение в формате поиска и решения проблем, так как им нравится быть первооткрывателями, и они не любят действовать по шаблону. Еще одним камнем преткновения является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который сегодня ставится миллионам детей во всем мире. Как правило, это мальчики, которые в силу своей природы менее усидчивые по сравнению с девочками. Медикаментозное лечение СДВГ тормозит развитие детей, что в итоге приводит к ухудшению школьной успеваемости и динамики умственного развития.

Как делать не надо…

Существуют и методики сегрегации, которые уже дискредитировали себя. В основе одной из таких методик лежит эссе американского психолога Л. Сакса «Шесть степеней разделения».

Согласно доктрине учителя «мужского» класса должны были постоянно передвигаться и громко говорить, чуть ли, не срываясь на крик, обращаться к мальчикам строго, всегда только по фамилии, официально, командно. В то время как учителям «женского» класса следовало поменьше двигаться и не повышать голоса. В основе этой удивительной поведенческой нормы лежит теория, что мальчики преуспевают в условиях конкуренции и противостояния, а девочкам требуется более заботливая среда. Поэтому для мальчиков необходимо создавать атмосферу соревновательности, энергичности, даже жесткости, а вот для девочек согласованности и спокойности. Л. Сакс даже предложил организовывать для обучающихся разных температурный режим, для мальчиков температура должна быть ниже, чем для девочек.

Минусы

Мнение специалистов на этот счет значительно отличаются, поэтому методика раздельного обучения вызывает больше вопросов, чем ответов.

Среди наиболее сильных аргументов «против» раздельного обучения звучат слова о том, что дети в раздельных классах лишены общения с противоположным полом, им сложно устанавливать дружеские контакты в дальнейшем, а это, по мнению специалистов, с возрастом усугубляется.

Еще один аргумент «против» — это то, что разница в мышлении детей сильно преувеличена, а в смешанном обучении происходит позитивный взаимообмен, который стимулирует детей к развитию. Например, при работе в микрогруппах дети разного пола в значительной степени обучают друг друга. Таким образом, по мнению противников, никаких особых плюсов раздельное обучение не дает, зато значительно усложняет проблему социализации и навыков коммуникации, которые так важны в современном мире. Этот аргумент признают и сторонники раздельного обучения, предлагаю разные варианты организации. Это может быть разделение на некоторых уроках или же на какой-то период времени, например, в средней школе, чтобы нивелировать отрицательные эффекты.

Ясно одно, просто посадить детей в отдельные классы или учебные заведения будет недостаточно для достижения упомянутых плюсов. Нужно изменять подход к обучению в таких классах, обдумывать, как использовать преимущества как женских особенностей мышления, так и мужских, чтобы полноценно развивать ребенка. Раздельное обучение не должно сводиться просто к возврату к «патриархальным» традициям. 

Понравилась статья? Ставьте лайки и делитесь мнением в комментариях!

Автор: Землянская Евгения

 

Используемые источники:

Журнал Вокруг Света http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/295/ 

Мел https://mel.fm/mirovoy_opyt/3541867-segregation и https://mel.fm/lichny_opyt/7912350-men_only 

http://ru.euronews.com/2011/12/19/no-gender-please-we-re-pupils 

http://3rm.info/publications/63443-razdelnoe-obuchenie-istoriya-i-fakty-za-i-protiv.html 

 


[1] http://3rm.info/publications/63443-razdelnoe-obuchenie-istoriya-i-fakty-za-i-protiv.html

Комментировать