ДИСО 9 лет!
Разыгрываем планшет и другие призы!
12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Профориентация в школе. Последние тенденции

Вам понравилась статья?

Сегодняшний мир ежедневно бросает вызовы человечеству своей изменчивостью и нестабильностью. В след за молниеносным развитием технологий меняются реалии нашей жизни, подходы к организации производства, появляются и исчезают профессии, а знания, которыми должен обладать компетентный специалист, удваиваются. Многие эксперты говорят о том, что, востребованные сегодня профессии завтра, возможно, уже устареют. Поэтому любой человек должен быть готов поменять не только должность, но и сферу работы, готов постоянно учиться и переучитываться. Должен оставаться гибким.

Но что же тогда делать тем, кто еще не вступил во взрослую жизнь? Какую профессию выбирать? Как быть уверенным, что после окончания профессионального обучения новый член социума найдет себе место в нем? Все эти вопросы остаются важными и открытыми.

На их решение направлена профориентационная работа в современной школе. Она призвана помочь обучающемуся не только открыть свои таланты и склонности, но и познакомить его со всем многообразием профессий, а также с теми необычными и неожиданными профессиями, которые будут нужны обществу и государству в будущем.

Ждем ваших комментариев

На каком уровне идет профориентация в вашей школе? Как часто дети становятся участниками профессиональных проб? Есть ли у них траектории их индивидуального развития?

Начинаться профориентационная работа должна уже в начальной школе, поскольку именно тогда дети испытывают любопытство ко всему. Чем шире будет их кругозор, тем проще впоследствии им будет ориентироваться в многообразии профессионального мира. Полем для профориентации может стать внеурочная деятельность. Пусть дети пробуют себя как дизайнеры, зоологи, строители, повара и космонавты. Первые пробы понятное дело будут сильно упрощенными и выстроенными на самом интересном материале профессии, но они нужны. Более того, мало рассказать ребенку, что есть такая профессия и она интересная, важно позволить ему самому сделать что-то. Только активная деятельность будет профессиональной пробой.

Это интересно!

Совсем недавно эксперты из разных областей в результате крупнейшей форсайт-сессии создали так называемый «Атлас новых профессий». Благодаря нему вы можете познакомиться с теми профессиями, которые будут востребованы в будущем. Атлас разделен на отрасли: медицина, строительство, безопасность, авиация, культура и искусство, образование, туризм и гостеприимство, медиа и развлечение и т.д. По мнению разработчиков, в каждой из этих сфер будут исчезать и появляться новые профессии.

Так, например, в образовании можно ждать появление профессии игропедагога, разработчика образовательных траекторий, тренера по майнд-фитнесу и пр. Некоторые профессии из Атласа есть уже сегодня и постоянно начинают приобретать популярность. Среди них тьютор, игромастер, модератор, координатор образовательной онлайн-платформы. Многие из этих названий и профессий кажутся далекими для нас, однако они наше ближайшее будущее.

Средняя и старшая школа — это идеальное время для профориентации. Здесь необходимо проводить достаточно серьезную работу, направленную на поиск себя и на знакомство ребенка с окружающими профессиями. Эффективной такая работа будет только в случае комплексности подхода. Мало только рассказывать о профессии, необходимо демонстрировать ее «в поле». Поэтому экскурсии на местное производство, мастер-классы от профессионалов, рассказы специалистов — формы, которые мы считаем оптимальными для активного включения обучающихся. Практика всегда привлекает больше теории. Важно делать профориентационные уроки проблемными. Например, пусть урок про бухгалтеров и экономику превратиться в игру похожую на монополию. А урок по строительным профессиям в обсуждение с элементами кейс-технологии. Разнообразие образовательных технологий позволяет современному учителю фантазировать.

Не забывайте и о возможность психодиагностики, которая прозрачно и понятно позволит ребенку самому определить, что ему на самом деле интересно. Но подобные тестирования не должны превращаться в единственный вид профориентационной работы.

Сторонние организация при поддержки, в том числе Министерства образования и науки, также проводят работу по профориентации. В этом году это Всероссийские открытые уроки. На сегодня уже прошли:

  • Что ты знаешь о еде?
  • Дом, в котором хочется жить?
  • Нереальная реальная.

Особенность уроков в том, что их проводят ведущие эксперты области, задающие стратегии развития сельского хозяйства, урбанистике, цифровой экономике, биотехнологий и медицине. Все уроки тщательно разрабатываются как в плане технологий организации, так и в плане содержания. На таком уроке обучающегося знакомят только с будущими профессии, с теми направлениями, которые действительно востребованы обществом. Можно записаться на урок и вместе с обучающимися посмотреть прямую трансляцию, задать интересующие вопросы, а если вы пропустили первые 3 урока, то все они доступны в записи на сайте проекта «Проектория».

Предлагаем посмотреть трейлер открытых уроков, если вы еще не знакомились с ним.

Ресурсов для профориентации сегодня много: это сценарии уроков, видеоролики о различных профессиях, тесты и др. А также есть замечательные настольные игры, которые также решают проблемы профориентации. Одна такая игра создана разработчиками «Атласа новых профессий» и может быть очень полезна для детей разных возрастом, ведь она в очень легкой форме помогает обучающимся начать узнавать о себе чуть больше.

Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите комментарии!

 

автор текста: Землянская Евгения

Комментировать