12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Школа будущего. Какая она?

Вам понравилась статья?

По мнению многих экспертов, школа должна превратиться не в «камеру хранения» детей, в которой с ними что-то делают, «совершают» педагогические действия, но в «центр управления полетами» — диспетчерскую не с педагогами, а с проектировщиками индивидуальных образовательных траекторий. Обучающиеся получают в школе набор указаний для собственного обучения с использованием всех имеющихся площадок для развития, которых становится все больше с каждым годом.

Еще одна важная особенность школы будущего — это отмена строжайшей дисциплины, «тишина в классе», так любимая многими учителями, давно уже не удовлетворяет потребности в социализации и мешает формировать умение работать в сотрудничестве.

Ключевой плюс нынешней школы по сравнению с альтернативными формами обучения, вроде семейного, — социализация, однако этот плюс с легкостью превращается в буллинг и становится ключевых минусом. Какая тут может быть учеба, если тебя ежедневно унижают и оскорбляют?

Поэтому социализация и коммуникация в школе будущего должна строиться на взаимоуважении обучающихся и педагога, именно на это направлена деятельность педагога. Он управляет ситуациями общения, задает их вектор, стремится развить дискуссию и обсуждение, а также следит за тем, чтобы общение всегда оставалось уважительным.

Еще одним весомым аргументом в пользу школы будущего является ее многосторонняя технологичность. Вы сейчас наверняка подумали про компьютеры? Но технологичная школа — это не только информационные технологии, это еще и образовательные технологии, которые находят себе место в умах учителей.

Да, да. Технологии должны быть именно в умах, проще говоря учителя должны с легкостью использовать разные приемы в рамках образовательных технологий и стремиться насытить свою деятельность именно технологичностью. Технологии сторителлинга, геймификации, коллаборации, смешанного обучения, больших данных в образовании — это не просто набор красивых слов, это действительно полезные и действенные инструменты.

Школа выбора

Мы должны уметь выбирать свою будущую профессию. Но как делать выбор, когда ты не знаешь, чем в реальности занимается тот или иной специалист? Поэтому особую роль в школе будущего нужно отводить профессиональным пробам. Школьник должен легко ориентироваться в мире профессий. А еще положительно повлияет на образовательный процесс использование методик, позволяющих сделать обучение более гибким. Например, когда ребенок может сам выбрать дату контрольной работы, обсудить с учителем ее содержание, критерии своего оценивания. Это кажется, малореалистичным, но при правильной подаче снимет тревожность обучающихся, сделает инструмент оценки полезным, добавит рефлексивности обучению.

Больше работы руками

Во многих школах трудовое обучение постепенно отходит на задний план, и все больший упор делается на навыки критического, системного, аналитического, эмоционального и прочих-прочих видов мышления. На деле это приводит к тому, что дети порой не могут элементарно пришить пуговицу к рубашке. Но существует множество не рутинных задач, которые нужно делать руками. Например, роботов и электросхемы собирают руками.

Дети должны работать в школьных мастерских, оборудованных 3D-принтерами, лазерными гравировщиками, резчиками и прочими передовыми технологиями. Благодаря этому, дети формируют целостные представления об окружающем мире, а не лоскутное одеяло, которое получается после отдельных курсов физики, химии, географии и других предметов, почему-то никак не связывающихся воедино.

Реальные проекты

Мало показать детям, что они действительно могут сделать что-то крутое, надо еще и доказать, что это может превратиться в коммерческий проект. Понимание того, что в школе получают действительно полезные знания, лучший мотиватор из тех, что только можно придумать. Поэтому внедрение в образование предпринимательских основ с выходом на реальных заказчиков и выполнением проектов — прекрасное решение для стимулирования мотивации детей. Более того, это еще и реальная польза для экономики, ведь дети могут создать действительно уникальные продукты. Первый шаг в этой цепочке — сделать обучение практико-ориентированным, и этого можно добиться уже сегодня в существующей системе. Ресурсом могут быть интегрированные уроки, внеурочная деятельность, проектная деятельность и, конечно, уроки технологии, которые почему-то за всеми этими видами мышления ушли на задний план.

Подводя итоги, хочется заменить, что школа будущего уже не за горами, она близко и почти реальна, нужно лишь шагнуть в нее и начать учить детей по-новому.

 

Добавить комментарий

5 лет назад
Перейти к комментарию! МарияО работе руками и о возможности выбора- как это верно и актуально, ведь не все учащиеся - мыслители, в силу многих причин. Возможность реализоваться, создать ситуацию успеха, найти себя в условиях наличия хороших мастерских и педагогов в них - позволит избежать многих конфликтов, в т.ч. девиантного поведения у детей. Это и есть настоящая социализация.
Спасибо за ваш комментарий, Мария. Надеюсь, что это выйдет воплотить в новой Концепции преподавания Технологии. Совместить новейшие технологии и работу руками - вот правильная задача, которую должна выполнить Технология в школе.
О работе руками и о возможности выбора- как это верно и актуально, ведь не все учащиеся - мыслители, в силу многих причин. Возможность реализоваться, создать ситуацию успеха, найти себя в условиях наличия хороших мастерских и педагогов в них - позволит избежать многих конфликтов, в т.ч. девиантного поведения у детей. Это и есть настоящая социализация.
Перейти к комментарию! Наталия"Скучно жить на этом свете, господа!"

Спасибо за ваш комментарий, Наталия.
"Скучно жить на этом свете, господа!"
Комментировать