ДИСО 9 лет!
Разыгрываем планшет и другие призы!
12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Стратегия РАФТ для развития критического мышления на уроках гуманитарного направления

Вам понравилась статья?

Сегодня мы обсудим один из эффективных приемов под названием RAFT-технология.

Эта технология направлена на создание текстов разной тематики и целевой направленности. Творения могут различаться по жанру и оформлению. Причем тексты действительно могут быть очень разные. Это может быть эссе, анекдот, рецензия, доклад, заявление, фельетон, частушка, письмо, рассказ и любой другой формат текста, который только придет ребенку в голову.

Данный метод учит школьников рассматривать тему с различных сторон и точек зрения, обучает навыкам письменной речи. Он формирует систему суждений, способствует умению анализировать, формулировать обоснованные выводы, выносить оценки.

Каждая буква в названии технологии несет в себе определенный смысл.

 

R – Role (Роль)

A – Audience (Аудитория)

F-Forma (формат)

T-Topic (тема)

Для определения роли следует выяснить, кто может раскрыть заданную тему

Выяснение, кому может предназначаться данный текст

Выбор жанра, формы повествования



Выбор тематики, определение, о чем будет текст, какие основные идеи будут раскрыты в нем

То есть ребенок выбирает роль, затем решает кому будет предназначаться его текст, определяется с форматом и темой. Нередко часть условий уже заданы. Например, тема. А она определяет роли. Однако роли здесь тоже могут быть очень нетипичные. Рассматривая тему финансов на обществознания, можно предложить обучающимся написать текст от лица денежной купюры.

Чтобы урок с использованием этой технологии получился интересным, нужно подготовиться к его проведению заранее. Выбрать тему, которая будет интересна и сможет стимулировать фантазию детей.

Желательно заранее подготовить наглядные материалы, которые помогут лучше вникнуть в суть вопроса, прочувствовать окружение персонажа, способствовать воплощению его в жизнь.

Использование технологии происходит в несколько этапов:

1. Стадия вызова — на этой стадии происходит мотивирование обучающихся, сообщение общей темы. Например, крепостничество в Российской Империи. Дети сами должны предложить, какие социальные роли уместны в заданной ситуации. Они тут определяют, кому будет направлено сообщение, его возможные формы (жанры текста), которые соотносятся с ролями и аудиторией.

Такой формат может быть использован на уроке литературы.

Приведем пример уже составленной RAFT-таблицы.

R

A

F

T

Волков,

Судьбинский,

Пенкин,

Алексеев

Васильев

Андреев,

Тарантьев.

случайный попутчик,

Захар,

Штольц,

Ольга Ильинская,

староста Обломовки.

монолог,

письмо,

частушки,

докладная записка,

заявление

Посетители И. И. Обломова

Затем происходит распределение ролей, здесь также можно выбирать между различными методами, роль можно выбрать добровольно или случайной жеребьевкой. Нужно объяснить ребятам, как важно попытаться прочувствовать, понять объект описания, перевоплотиться в него, не забывая учитывать условия, в которых может оказаться персонаж. Работа может быть индивидуальной или групповой. Во втором случае предпочтение отдается небольшим группам. Когда задание выполнено, зачитываются несколько текстов. Выбор может делаться либо по желанию, либо по жребию. Если количество исполнителей невелико, а время позволяет, можно дать возможность выступить всем участникам.

2. Стадия осмысления — здесь ребята пытаются более серьезно осмыслить получившиеся тексты, соотнести их с персонажами, работают с новой информацией.

3. Стадия рефлексии — этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Области применения RAFT-технологии

RAFT-технология может активно применяться практически на любых предметах. Приведем примеры:

  • на уроках истории, для формирования понятий «рыцарь», «крестоносец», изучения определенных слоев или групп общества;
  • на уроках литературы, для обсуждения персонажей любых произведений, понимания сущности понятия «писатель», «поэт», для написания сценариев небольших литературных постановок;
  • при профориентации (при рассмотрении людей определенных профессий: журналистов, военнослужащих, учителей и т. д.).

Приведем пример разбора темы с помощью RAFT-технологии на уроке Истории.

Тема: «Реформы Петра I». Урок рассчитан на 2 часа.

Класс делится на группы, каждая из которых выбирает одну из предложенных учителем ролей:

  • Петр I;
  • бояре;
  • дворяне;
  • духовенство;
  • крестьяне;
  • купечество;
  • холопы.

После дети определяются с теми лицами или группами лиц, которые будут аудиторией их сообщений. Например, крестьяне, вражеские войска, историки, потомки, случайные собеседники.

Теперь нужно заполнить ячейку выбора жанра повествования: петиция, приказ, письмо, рассказ, заметки, лубок, закон, письмо, накладная, журнал.

Таблицу чаще всего заполняет учитель перед всем классом, а каждый ребенок записывает ее себе.

Перед определением тематики повествований, желательно разобрать особенности каждой роли, поделиться советами и мыслями, которые помогут при написании.

Особенно, если урок с применением РАФТ-технологии проводится в классе впервые.

В качестве домашнего задания выступает непосредственное создание текстов. Учителю стоит обратить внимание, что работа должна проходить с привлечением дополнительного материала.

На втором часу необходимо напомните тему урока и зачитать получившиеся произведения. Важно распределить время урока так, чтобы все произведения были озвучены.

Для закрепления материала может быть использован короткий фронтальный опрос.

Итогом урока должно стать обсуждение проделанной работы, анализ результатов, выделение основных суммарных моментов повествований. Необходимо обратить внимание на разницу в изложении одних и тех же фактов разными людьми.

Метод RAFT способствует более полному погружению ученика в предметное содержание, его самореализации, заставляет проявлять творчество, импровизировать, анализировать возможные действия в заданных обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

 

Автор: Землянская Евгения

 

 

Комментировать