ДИСО 9 лет!
Разыгрываем планшет и другие призы!
12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Топ-6 навыков современного учителя

Вам понравилась статья?

 

  1. Педагогический нетворкинг

Иными словами, развитые навыки установления взаимовыгодных отношений с людьми. Учитель постоянно с кем-то общается, большую часть времени, конечно, с детьми, и это нельзя в полной мере назвать нетворкингом, так же, как и общение с родителями. Педагогический нетворкинг направлен на установку отношений с коллегами. Благодаря нему происходит продуктивный обмен идеями и опытом, налаживаются связи, которые затем могут использоваться для совместных проектов, разработок. При этом устанавливать контакты можно с учителями не только из своей школы, города или области, а желательно со всего мира. В помощь различные сетевые сообщества и более привычные социальные сети. Развитая сеть контактов поможет получать ответы на самые запутанные вопросы и найти решение любой проблемы.

2. Построение индивидуальных образовательных траекторий для мигрантов, детей, для которых русский язык неродной, одаренных детей и детей с ОВЗ

Профстандарт обязывает, а мы подстраиваемся. Чтобы быть действительно полезным, современный учитель должен уметь работать с любым ребенком. В классном коллективе дети с особыми потребностями, как правило, становятся изгоями, выпадают из него. Но для учителя такой ребенок не должен стать пустым местом. Педагог должен стремиться «включить» его в коллектив, помочь социализироваться и стать полноценным членом группы. Проще всего, конечно, работать с одаренными детьми, которых нужно заметить и выстроить для них траекторию развития по интересам, а также развивать их коммуникативные навыки. Здесь помогут дополнительные школьные структуры: научное общество, спортивная секция, танцевальный кружок. Также большими ресурсами обладает проектная деятельность. 

Куда сложнее работать с детьми, являющимися членами другой культуры, и с детьми с ОВЗ. Но и здесь можно организовать работу так, чтобы дети обогащали друг друга, а не отторгали. Развивать способности к индивидуализации образования надо локально, точечно, поэтапно выделяя детей из общей массы и стараясь создать для них благоприятные условия.

3. Управленческие способности

Учитель — это всегда управленец. Говорят: «хороший управленец —это тот, который не управляет», то есть работа идет без его участия и постоянных наставлений. В случае с учителем должен идти процесс обучения. Дети заняты в проектной деятельности, исследовательской, сами ставят себе задачи и организовывают работу. Они учится с удовольствием, а не «из-под палки». Как этого добиться? И возможна ли такая утопичная картина?

Мы считаем, что возможна.

Для этого педагогу следует комплексно владеть технологиями мотивации к обучению и организации этого процесса. Частично это педагогические технологии, а частично управленческие. Ведь любой менеджер сталкивается с тем, что ему необходимо «заставить» человека выполнять работу. В таком случае ресурсом для учителя может стать теория менеджмента, популярная сегодня. Начать развивать свои управленческие навыки можно с чтения книг по менеджменту, а уже затем с управленческих экспериментов в классе.

4. ИКТ-компетенция

Об этом говорят постоянно, но тем не менее недостаточно. Учителю не обязательно быть программистом и уметь за пару часов взломать сайт Пентагона, но все-таки иметь развитые навыки работы в Интернете и за компьютером необходимо!

Хотя бы для того чтобы понимать детей. Дети поколения «digital native», как их сейчас называют, с самых ранних лет начинают осваивать смартфоны, планшеты, компьютеры, игровые приставки и др. Это для них естественно и вовсе не трудно, поэтому воспринимать всерьез учителя, который красиво пишет букву «А», но не может отправить e-mail, им чрезвычайно трудно. Этот пробел в знаниях многих учителей кажется им немного сюрреалистичным.

Чтобы смягчить эту ситуацию, педагогу вполне достаточно быть уверенным пользователем компьютера, уметь работать в распространенных сервисах, программах, решать базовые задачи. Для учителя это тоже должно стать естественным, как для детей. Тогда гармонизировать отношения с обучающимися будет куда проще. Как здесь развиваться? Просто пробовать новые сервисы, не бояться и экспериментировать.

Проверьте уровень развития ваших ИКТ-компетенций с помощью тестирования на нашем сайте «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности»

5. Способности к эмпатии

Учитель никогда не будет настоящим профессионалом, если он не понимает и не хочет понимать своих обучающихся. Если он не использует технологии «активного слушания», не применяет приемы распознавания настроений и вообще далек от тех, кого учит, то эффективным процесс точно не будет. Поэтому, помимо знаний теории психо-возрастных особенностей детей, нужно еще и на практике быть к детям близким человеком. Улучшать эти навыки нужно, постоянно анализируя свое поведение. Например, записать на видео проведение урока и взглянуть на себя со стороны. Мнение других людей также даст более объективную картину, поэтому можно попросить их дать характеристику. Еще одним ресурсом для развития могут быть наблюдения за другими учителями, особенно важно это, если выбранные учителя отличаются высоким уровнем эмпатии.

6. Инновационность и гибкость

Об этом тоже часто говорят на конференциях и семинарах, посвященных образу учителя. Учитель, который боится изменений и экспериментов, вряд ли будет успешен, потому что мир меняется постоянно. А значит и учитель должен меняться тоже. То, что было актуально вчера, может быть совсем не востребовано сегодня. Знать новости, принимать изменения, создавать что-то свое и уникальное — вот то, к чему нужно стремиться каждому педагогу. Самое главное в инновационном процессе в образовании хотеть изменений и не становиться преградой для них. При этом развивать это внутреннее качество действительно сложно. Человек по природе своей не очень любит изменения, движение «по накатанной» более приятно, поскольку требует меньше интеллектуальных, физических и эмоциональных затрат. Чтобы стать более гибким, нужно чаще выходить из зоны своего комфорта. Для этого необходимо создавать для себя или оказываться в ситуациях, которые непривычны. Каждый такой выход «из раковины премудрого пескаря» будет развивать гибкость мышления, которая неразрывно связана с инновационностью, а значит поможет начать мыслить шире.

Какими еще навыками должен обладать современный педагог? Предлагаем вам поделиться в комментариях к статье.

Понравилась статья? Ставьте лайки.

 

Комментировать