12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Устное собеседование в 9 классе: за и против. Методика подготовки к устному собеседованию

Вам понравилась статья?

Эти формы, пока мало опробованные в школе, вызывают больше вопросов.

Например, декабрьское сочинение, которое помогает оценивать умение писать тексты, чрезвычайно похоже на сочинение-рассуждение, предложенное в самом ЕГЭ по русскому языку.

В нем обучающийся должен продемонстрировать умение излагать мысли, аргументировать позицию, разбираться в ключевых философских и нравственных категориях, вроде честь и достоинство, а самое главное подбирать аргументы из литературных текстов. Оценивается сочинение по 5 критериям, а результатом будет зачет или незачет. Привлекать в качестве литературного аргумента можно любой материал, не только классические произведения, но и тексты современных авторов. В школах уже решили, как готовиться к этому сочинению, таким же образом, как и к ЕГЭ: методом натаскивания. Поэтому сказать, что сочинение в действительности что-то проверяет, сложно.

Еще один «потомок» ЕГЭ — устное собеседование в 9 классе, вызывает большие споры у учителей. Это дополнительная нагрузка на них, стресс для обучающихся, которые и так переживают по поводу предстоящих экзаменов.

Собеседование носит метапредметный характер, с помощью него проверяется коммуникативная компетенция обучающихся: их навыки общения и точного выражения мыслей. Она безусловно чрезвычайно важна, вся наша жизнь построена на общении с другими людьми, поэтому полноценный член общества должен уметь строить диалог. Такие простые навыки, как подготовленный и неподготовленный рассказ, пересказ, ответы на вопросы, дискуссия в группе или в парах развиваются на всех предметах, однако русский язык обладает более широкими возможностями в формировании коммуникативных умений. Там реализуется комплексный подход. Поэтому подготовка к устному экзамену ложится на плечи учителя русского языка и литературы. Разберемся с тем, какими плюсами и минусами обладает устное собеседование.

Преимущества

Общемировая тенденция

Отказ от проверки предметного содержания и движение к проверке умения мыслить и работать с информацией — это тренд образования, который охватил весь мир. Устный экзамен действительно покажет, насколько обучающийся умеет обрабатывать информацию, продемонстрирует его мыслительные способности и коммуникативные умения.

Пересмотр всей системы

Новые экзамены всегда ведут к изменениям внутри образовательной системы. Теперь образовательному сообществу необходимо обдумать, как достичь поставленных экзаменом целей. Как сформировать эти умения, чтоб подготовка не превратилась в типичное в школьной реальности «натаскивание» на сдачу экзамена? Однако многие учителя опасаются традиционного «ожидания — реальность».

Недостатки

Критерии оценки

Устную часть будет проверять и оценивать эксперт — учитель русского языка и литературы. Это помогает избавиться от обезличенности ЕГЭ. Однако расплывчатые критерии оценки и субъективность не позволят беспристрастно интерпретировать результаты экзамена. Да и сами вопросы экзамена порой вызывают сомнения. Может ли вопрос «Расскажите о своей семье» проверить качество речи?

Техническая часть

Экзамен будет проходить в родной для обучающихся школе, каждый ответ будет записан на аудио, а затем получившиеся записи в день экзамена переданы организаторам собеседования. Это довольно трудоемко, а запись становится дополнительным раздражителем для обучающихся. Вызывает вопросы и то, что на всех будет один вариант, а значит те, кто ответят первыми, обязательно расскажут, что было на экзамене, другим ребятам.

«Натаскаем»

Этот подход в школах распространен. К заданию готовятся не качественно, когда обучающийся может воспользоваться сформированными навыками в любой ситуации, а количественно: методом бесконечного прорешивания вариантов. Так ребенок скорее всего научится решать предложенные в экзамене коммуникативные ситуации, но в других, которые не проверяются, будет по-прежнему некомпетентен.

Методика подготовки к устному экзамену

На выполнение всей работы отводится 15 минут, заданий в устном собеседовании всего 4:

  • выразительное чтение небольшого текста вслух,
  • пересказ текста с дополнением его цитатой,
  • монолог (3 варианта: описание фотографии, повествование на основе своего жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем),
  • диалог на тему предыдущего задания.

В целом задания совсем не сложные, но могут вызывать опасения. Для многих обучающихся именно стрессовая ситуация станет фактором, из-за которого они с трудом справятся с заданием. Нередко даже взрослые люди в ответственный момент будто теряют дар речи и не могут вымолвить ни слова. Именно таких ситуаций необходимо избежать и подготовить обучающегося к говорению во время стресса, пожалуй, ключевая задача учителя.

Разберем последовательно все задания, предложенные в устном экзамене.

Первое задание — выразительное чтение практикуется на многих уроках, в том числе на литературе и русском. Здесь важно прочесть не просто быстро, а с соблюдением интонации, пауз, коммуникативной задачи. Для того чтобы обучающиеся могли выполнить это задание хорошо, необходимо, чтоб у них на слуху было правильное выразительное говорение. Предложите им чаще слушать речь дикторов новостей и читать вслух отрывки из газетных и журнальных статей. Так они смогут сравнить собственную манеру чтения с необходимой.

Во втором задании нужно пересказать тот же самый текст, который читали в первом. Предлагаем готовить пересказ поэтапно. Первым делом нужно снова прочесть текст и выделить его тему и основную мысль. Затем установить количество микротем текста и определить, какую из них необходимо дополнить цитатой, в последнюю очередь выделить ключевые слова, по котором можно пересказать текст.

Сам текст у обучающихся во время пересказа заберут, но пометки на нем делать можно.

Третье задание вариативно, и работа над ним будет строиться в зависимости от того, какой тип задания будет выбран. Общая методика проста: ребенок должен во время своего монологического рассказа ответить на ряд вопросов. Например, что изображено на фото, если он выбрал задание-описание, когда произошло событие, если задание-повествование, какие плюсы и минусы в этом есть.

Простота четвертого задания заключается в том, что экзаменатор связан по рукам теми вопросами, которые предложены в карточке экзамена. Живая беседа здесь явно не получится. Сложность заключена в том, что обучающийся должен давать развернутые ответы. Поэтому, прежде чем говорить, ему необходимо выслушать вопрос, адекватно его понять и сформулировать развернутый ответ, используя сложноподчиненные предложения. Свою речь желательно оформлять вводными словами.

Устная часть пройдет уже в апреле, поэтому времени для подготовки остается все меньше, но в этом году она не будет влиять на допуск обучающихся к сдаче ОГЭ. Эта небольшая поблажка позволит школам присмотреться к новому экзамену и безопасно для обучающихся научиться его организовывать, проводить и готовиться к нему.

 

Автор: Землянская Евгения

 

 

Добавить комментарий

1 год назад

Евгения

1 год назад
1 год назад отредактировал Администратор по умолчанию Цитата
Перейти к комментарию! Лидия СазоноваС автором статьи можно было бы согласиться, если бы... "Устный экзамен действительно покажет, насколько обучающийся умеет ...

Спасибо за ваш обширный комментарий, Лидия. Согласна со всем вышесказанным, поскольку экзамен действительно не продуман. Однако, как и большинство, надеюсь на то, что он не будет из категории "ожидание - реальность". Как собственно и сказала. В нем безусловно очень много минусов, но чтобы раскрыть тему субъективно, я постаралась отыскать в нем и какие-то положительные черты. Разрыв между "красивой" теорией и "неприглядной" практикой в нашем образовании всегда был, как это не печально.

Евгения

1 год назад
1 год назад отредактировал Администратор по умолчанию Цитата
Перейти к комментарию! Наталия1.Множество различного типа ошибок в тексте. Как-то неудобно подавать такое для неплохо образованных людей...


Спасибо за вашу внимательность, Наталия. Действительно в тексте нашлись опечатки, которые были не замечены при вычитке. Исправляем. Ваше замечание относительно неправильного определения чести и достоинства приняли к сведению и будет повышать качество материалов блога постоянно. Именно благодаря неравнодушной аудитории мы развиваемся.
Мы не претендуем на 100% оригинальность нашего материала, стараемся в краткой форме рассказать важные аспекты подготовки и помочь тем, кто не присутствовал на очных семинарах или не мог посмотреть видеовыступление разработчиков. Возможно, кому-то из педагогов такая статья действительно пригодится. Ваш комментарий относительно выразительного чтения также актуален, поскольку нередко в школах действительно халатно относятся к умению читать, не говоря уже о развитии смыслового чтения. Поэтому детям так тяжело даются тексты, требующие напряженного труда и творчества. Мы постарались раскрыть возможные плюсы и минусы нового экзамена, оставаясь при этом непредвзятыми, а ваши комментарии помогут оценить его другим педагогам.
1.Множество различного типа ошибок в тексте. Как-то неудобно подавать такое для неплохо образованных людей.
2. Наивно выдавать нравственные понятия "честь" и "достоинство" за философские категории!
3. Наивно подавать такой материал после опубликования всех необходимых документов на сайте ФИПИ, а также, например, после очных и видеовыступлений самих разработчиков с детальным анализом и методическим сопровождением.
4. МЕНЯ БОЛЬШЕ ВОЛНУЕТ СЛЕДУЮЩЕЕ: НУ ПРОВЕЛИ ЕЩЁ ОДИН НИКОМУ НЕ НУЖНЫЙ ЭКЗАМЕН. Д А Л Ь Ш Е Ч Т О? ВСЁ ЭТО РАДИ ЧЕГО? ЗАГОВОРЯТ? БУДУТ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ С МОНИТОРА? ДУМАТЬ, ЧТО ПОДОБНОЕ ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВО СПАСЁТ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, МОГУТ ТОЛЬКО РОМАНТИКИ ИЛИ ЧИЧИКОВЫ. А Вы, действительно, правы относительно очередной, ничем не оправданной, нагрузки на учителей р.яз. и литер. Но почему Вы решили, что "выразительное чтение практикуется на многих уроках, в том числе на литературе и русском"? Это задача, решать которую может только высококлассный специалист. Большинство учителей не заморачиваются на этот счёт и даже при сдаче, напр., стихотворений наизусть проверяют память ученика, совсем не добиваясь выразительности чтения. До сих пор говорят: "Читай С ВЫРАЖЕНИЕМ!" (КАКИМ? ГДЕ? НА ЛИЦЕ?) КОРОЧЕ, КАК ВСЕГДА, НЕ ОТТУДА НАЧАЛИ!

Лидия Сазонова

1 год назад
С автором статьи можно было бы согласиться, если бы... "Устный экзамен действительно покажет, насколько обучающийся умеет обрабатывать информацию, продемонстрирует его мыслительные способности и коммуникативные умения." Времени на все про все дается 15 минут. За 2 минуты на первое задание далеко не все успеют "обработать" информацию, способности у наших детей разные! Пересказать текст -подготовка 1 минута! (пусть даже ученик прочитывает текст трижды!) И за это время нужно определить тему, главную мысль, микротемы, да еще и заметки написать? Это девятиклассники, которых "стараниями" наших "реформаторов" с начальной школы учат только отвечать на вопросы, решать тесты и т.д., а не пересказывать текст. Дети будут стараться запомнить текст. А если память не тренированная? К этому экзамену нужно готовить учеников, не натаскивать, а готовить с начальной школы. Автор прав: надо менять всю систему, возвращаться к "советской" школе. И не пороть горячку: кому-то пришло в голову - и давайте скорее проводить! И еще один момент: кто-нибудь задумался о том, что во многих школах России (не по официальным...
Комментировать