ДИСО 9 лет!
Разыгрываем планшет и другие призы!
12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Как организовать волонтерское общество в школе?

Вам понравилась статья?

Подобная деятельность формирует у обучающихся множество положительных черт характера, а также служит фактором развития гражданской активности и элементом системы патриотического и гражданского воспитания.

Особенности волонтерских проектов, реализуемых в школе:

  1. Чаще всего группа волонтеров формируется из обучающихся одной образовательной организации, так как с точки зрения организации деятельности подобные проекты проще.
  2. Волонтерство может осуществляться с разной степенью участия обучающихся: от полного погружения до эпизодического присутствия.

Разберем основные этапы организации волонтерского движения в образовательной организации.

Этап 1. Планирование

Прежде всего необходимо выбрать наиболее предпочтительные направления деятельности. Здесь может быть: пропаганда здорового образа жизни, экологическая деятельность, помощь менее защищенным группам населения (старшее поколение), культурно-просветительская деятельность и др. На этом этапе необходимо конкретизировать, кто будет целевой аудиторией проекта. Целевых групп в волонтерских проектах всегда две. Первая — это группа детей, которая займется волонтерской деятельностью.

Важно!

Волонтером может любой человек, достигший 14-летнего возраста. Однако вовлекать во внутришкольные инициативы можно и младших, и средних школьников. Это инструмент социализации и гражданско-патриотического воспитания, который позволит к 14 годам сформировать у обучающихся позицию, позволяющую делать осознанный выбор.

Поэтому чаще всего волонтерами в школе становятся старшие школьники, которые в силу своих психо-возрастных особенностей находятся в мировоззренческих поисках. Для них важно получить опыт добрых поступков.

Еще одной возможной аудиторией могут стать обучающиеся 7–9 классов, но с ними строить взаимодействие несколько сложнее, так как дети обладают менее устойчивой мотивацией.

Вторая целевая аудитория — это люди, которым будет оказываться помощь. Воспитанники детских домов, пенсионеры, младшие школьники. Чем более подробно вы опишите и очертите свою целевую аудитории, тем лучше будет планировать деятельность волонтерской группы. В соответствии с выделенной аудиторией формируем цель проекта.

Например, организовать сбор подарков для детей из детских домов и торжественное поздравление в виде массового мероприятия, или организовать постоянное взаимодействие обучающихся и оказание простой бытовой помощи одиноким пенсионерам.

Вариантов цели может быть много.

Конкретизируем время реализации проекта, необходимый актив (сколько волонтеров должно постоянно заниматься деятельностью) и прочее. Важно на этом этапе и сформировать пул организаторов среди педагогов.

Результатом этапа будет костяк будущего положения о волонтерской деятельности и положения волонтерского общества.

На портале Росконкурс действует конкурс «Лучший волонтерский проект», в котором вы можете принять участие уже сегодня!

Расскажите о своем опыте организации школьных волонтерских групп и получите диплом I, II и III степени. Возможно ваш опыт станет основой для разработки новых волонтерских инициатив по всей стране.

Этап 2. Пропаганда волонтерство и формирование команды

Далее необходимо провести некоторую пропаганду волонтерской деятельности в школе. Поскольку сразу привлечь детей в группы вряд ли удастся.

Формами пропаганды могут быть классный час на тему волонтерства, педагогическая мастерская и др. Если выйдет привлечь к участию в подобной деятельности волонтеров, которые были задействованы в крупных проектах, или организовывали различные волонтерские инициативы, то воспитательный и пропагандистский эффект от мероприятия значительно возрастет.

Следующим шагом будет создание и принятие «Положения о волонтерском движении в школе». На основе положения начнется формирование команды волонтеров в школе. Однако сразу приступать к реализации инициатив, тем более вне школьных стен, не стоит. Желательно не просто привлечь обучающихся к подобной деятельности, но и провести их обучение.

После этого продумать план волонтерской деятельности в соответствии с поставленными целями.

Например, организация массового мероприятия также требует этапности, репетиций, подготовки. Вам нужно ответить на вопросы: привлекать ли к участию детей из детдома или выступать будут только обучающиеся школы, необходимо решить проблемы материально-технического и финансового обеспечения.

Этап 3. Реализация инициатив

Этот этап связан с воплощением запланированных мероприятий. На первом заседании школьных волонтеров вы также можете сформулировать важные для мотивации «Кодекс волонтера» и «Концепцию волонтерского общества». Лучше, чтобы эти документы разрабатывались с вовлечением обучающихся. Они должны отражать их мнение, их стремления.

Роль педагога на этапе реализации — координирование и поддержка деятельности волонтеров. Ни в коем случае оно не должно переходить в управление деятельностью.

Мероприятия, которые будут проводиться в рамках достижения поставленной цели, могут быть внутришкольными и внешкольными. Например, заседание волонтеров, которые желательно проводить регулярно, это внутришкольное мероприятие. Даже они должны включаться в план. Заседания позволяют оценивать, кто и насколько продвинулся в достижении поставленных задач, а также служат ресурсом мониторинга актива волонтерской группы.

Внешкольные мероприятия — это различные выезды, концерты, презентации, которые будут проводить обучающиеся.

Каждое мероприятие рекомендуем фиксировать в «Личной книжке волонтера». Это позволит обучающимся отслеживать собственный путь и станет отличным портфолио.

В результате волонтерской деятельности обучающиеся приобретают активную гражданскую позицию, учатся взаимодействовать с разными социальными группами, улучшают свои коммуникативные навыки.

Деятельность педагога, организующего волонтерское движение, связана с обучающей поддержкой (беседы, групповые тренинги, интерактивные игры, психологическое сопровождение обучающихся).

Этап 4. Подведение итогов

Результаты деятельности — это основа для разработки следующих проектов, планов, инициатив. Важно подвести итоги не только на бумаге, но и обсудить результаты с самими обучающимися. Подведение итогов плавно должно перейти в этап планирования следующих мероприятий. Необходимо оценить уровень удовлетворенности обучающихся, провести рефлексию.

Принципы волонтерства

  • Работа в волонтерской группе — это социальное пространство, притягивающее человека внутрь, а не толкающее к исполнению каких-то внешних по отношению к пространству дел.
  • Отношения в группе должны основываться на принципах свободы, доверия и творчества.
  • Волонтерство — это свобода творчества и самореализации через разные формы проектов.
  • Реализация проекта возможна силами только тех обучающихся, которые сами захотели в нем участвовать и разделяют ценности и миссию благотворительной организации.
  • Работа обучающихся в волонтерской группе должна быть групповой, чтобы распределить ответственность и компенсировать текучку (дети могут свободно выходить из состава волонтерской группы).
  • Группа сама определяет свою жизнь коллегиально, поэтому важно прислушиваться к мнению обучающихся и формировать план действий исходя из их желаний.
  • Труд волонтера должен быть организован. Волонтер имеет право на обучение, поддержку (профессиональную, психологическую и т.п.), обеспечение ресурсами.
  • Волонтеры проекта важны для организатора проекта так же, как и подопечные.

 

Комментировать