12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

Ключевые компетенции современного мира: новая грамотность

Вам понравилась статья?

Одна из моделей компетенций отражена в ФГОС второго поколения, однако у многих учителей до сих пор возникают сложности с пониманием того, что такое метапредметные и личностные результаты, как их достигать и что же с ними делать. Универсальные учебные действия во ФГОС не приведены в систему, не образуют цельной конструкции, из которой было бы ясно, что делать. А также не совсем понятно, как они могли бы развиваться.

Еще одна модель ключевых компетенций разработана институтом образования НИУ ВШЭ, она представляется нам достаточно любопытной.

Эта модель разработана в соответствии с концепцией мира по VUCA. VUCA — это акроним, который характеризует современный мир с 4 ключевых позиций:

V (volatility) — нестабильность

U (uncertainty) — неопределенность

C (complexity) — сложность

A (ambiguity) — неоднозначность

Иначе говоря, мы не знаем, будем ли мы востребованы завтра и сохранится ли наша профессия. Поэтому перед системой образования встают серьезные вопросы:

  • Чему учить в мире доступности и обильности информации?
  • Что окажется востребованным завтра? А что послезавтра?

Ответить на них сложно, но вывод отсюда только один: мы должны научить детей быть гибкими. Именно адаптивность позволит будущим членам общества гармонично развиваться в нем.

В чем может выражаться эта адаптивность? Это способность к самообразованию на протяжении всей жизни, когнитивная гибкость и постоянное развитие своих социально-эмоциональных навыков.

Миру нужны не люди, которые обладают какими-то узкоспециализированными знаниями, а люди, которые смогут с легкостью их приобрести.

Поэтому школа должна готовить к жизни, в которой человек сам способен обновлять свои знания.

Акцент в обучении должен быть не на знаниях, а на принципах процессов и явлений, оценивание происходит не для ранжирования, а для корректировки, учитель теперь должен быть постоянно на гребне волны. Ребенок сам должен быть заинтересован в результате. Такие мысли не снимают вопросов, а только добавляют. Какие образовательные системы успешно отвечают новым вызовам? Как эта образовательная система должна быть устроена? Как интегрировать формальное и неформальное образование? Как образование должно реагировать на рынок труда? А кого можно считать грамотным?

Требования к школе конкретизированы, а какие требования выставляются к ученику?

Модель НИУ ВШЭ довольно масштабна. Сначала все делится на компетенции и грамотности, а затем грамотности еще на 2 части: базовые и отраслевые.

Рис 1. Слайд выступления Марии Добряковой

Все компетенции разделили на 3 общий группы, в которых представили по 2 компетенции. Первая группа компетенций связана с мышлением, но не в ней находятся не только критическое и креативное мышление, но и рядом стоящие способности. Сюда же входит инновационное, системное, аналитическое и прочие виды мышлений.

Вторая группа компетенций связана со взаимодействием с другими людьми, и сюда вошли коммуникация, лидерство, сотрудничество.

Третья группа связана со взаимодействием с самим собой, пониманием себя. Пониманием своих желаний, целей, самоорганизации, осознания границ своей образованности и грамотности.

Далее выделен некий набор грамотностей. Грамотность проявляется только в социуме, она связана с возможностью выражать себя и воспринимать коммуникацию, обращенную к тебе. Поэтому навыки эти постоянно обновляются.

Все компетенции разделили на 3 общий группы, в которых представили по 2 компетенции. Первая группа компетенций связана с мышлением, но не в ней находятся не только критическое и креативное мышление, но и рядом стоящие способности. Сюда же входит инновационное, системное, аналитическое и прочие виды мышлений.

Вторая группа компетенций связана со взаимодействием с другими людьми, и сюда вошли коммуникация, лидерство, сотрудничество.

Третья группа связана со взаимодействием с самим собой, пониманием себя. Пониманием своих желаний, целей, самоорганизации, осознания границ своей образованности и грамотности.

Далее выделен некий набор грамотностей. Грамотность проявляется только в социуме, она связана с возможностью выражать себя и воспринимать коммуникацию, обращенную к тебе. Поэтому навыки эти постоянно обновляются.

Рис 2. Общая рамка (слайд выступления)

Грамотность разделена на 2 типа, первый — базовый, в свою очередь делится на когнитивную и некогнитивную. Вопросы когнитивной грамотности обсуждаются уже давно. Более того международное исследование качества образования PISA именно их и измеряет. Грамотность всегда связана с умением использовать инструмент: знаковые системы, а также с умением использовать определенные знания. Весомая часть некогнитивной грамотности связана с вопросами поведения в обществе.

Мы разобрались с тем, что должен уметь выпускник, теперь необходимо ответить на вопрос, как должна быть построена сама система образования.

Рис 3. Принципы в школе

Так как же учить? Выделим некоторые принципы, которые должны помочь достичь поставленных результатов.

  • в центре — ученик
  • комфортная среда и позитивный настрой
  • интерес всему голова
  • оценивание не должно пугать

Форматов, помогающих достичь этих принципов, два. Проектное обучение и обучение через исследование. Важно также помнить о дифференцированном подходе и индивидуализации. А задача должна быть релевантна опыту ребенка.

Обучение через исследование формирует привычку учиться, ученик учиться решать реальные задачи, которые не имеют очевидных решений или наоборот имеют несколько вариантов решения. Такой подход связывает учебные материалы с реальным миром обучающегося. Роль учителя — задать общее русло, а ученик самостоятельно ищут информацию и размышляют над ней. В этой ситуации безусловно меняются роли ученика и учителя, так как сохранить их здесь уже невозможно.

С чего начать?

В начале можно проанализировать ситуацию в классе, чтобы ее понять. Для этого подойдут простые вопросы, предложенные канадскими учеными (на рис.4).

А далее начинается деятельность учителя. Учитель должен постоянно анализировать реальность, решить, что можно сделать сейчас, что он делает, что ученик чувствует себя так, пробовать что-то новое и снова анализировать ситуацию. 

Добавить комментарий

1 год назад
Спасибо! Конструктивно и лаконичнр о самом главном.
Комментировать