12+

Мастер-классы для педагогов
от сетевого издания "Росконкурс"

«Избушка на курьих ножках» или как должна выглядеть современная школа?

Вам понравилась статья?

Большинство наших школ — это серая коробка, похожая на здание завода или общежития. Обшарпанные стены, крашеные-перекрашенные на десятки раз, типовые парты, меловая доска — все это не мотивирует современных детей к творчеству, да и к обучению, откровенно говоря, тоже. Школа воспринимается, как унылое, даже пасмурное место, возвращаться в которое не хочется. Подобные школьные здания проектировались во времена советской застройки и больше похожи на склад для хранения детей.

Все точечные нововведения, вроде проекторов и интерактивных досок, передвижных панелей не меняют общее впечатление, между тем образовательное пространство должно стимулировать любознательность, познавательный интерес, да и просто обеспечивать ребенку психологический комфорт.

Какие же основные тенденции можно выделить в образовательном пространстве?

1. Открытость

Школа должна быть открыта. В ней много открытого пространства, в котором дети и учителя могут взаимодействовать друг с другом. Для общения и проведения свободного времени современные архитекторы проектируют специальные светлые атриумы. Эти помещения — метафора открытого мира и «командный игры». Например, классные комнаты не закрываются, чтобы дети могли в свободное время исследовать их.

Однако помимо свободного взаимодействия, открытость должна обеспечивать и возможность уединиться, побыть со своими мыслями.

То есть здесь следует соблюсти баланс. Открытые большие пространства могут пугать ребенка, потому что могут наталкивать его на мысль об одиночестве и своей незначительности. Идеальным решением будет проектирование соразмерного пространства, которое поделено на функциональные зоны.

Пример: Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение.

 

Московская Хорошевская школа

 

2. Трансформируемость и изменчивость

Чем больше разнообразного визуального опыта дает школа, тем лучше. Детство — это период накапливания, и дальнейшее творчество зависит от богатства и разнообразия окружающего мира, с которым сталкивается ребенок. Поэтому однообразные помещения, которые к тому же не могут меняться, обеспечат скудость творческих проявлений ребенка в будущем.

Чтобы обеспечить яркость и изменчивость школьного пространства, надо добавить «цветовых пятен». Эти пятна могут состоять, например, из яркой мебели, которую можно перемещать в пространстве и формировать необходимую зону для общения или приватности.

Вообще вся школьная мебель должна быть легко трансформируема, так ребенок и учитель смогут менять пространство под себя.

Пример: Инженерная школа №548. Москва.

 

3. Связь с внешним миром

Здание с прозрачным потолком создаст «эффект улицы», подчеркнет связь с природой, динамику смену времен дня и года. Сразу вспоминается уникальный потолок школы Хогвартс, вот что действительно стимулирует творческое развитие.

Чем больше окна, тем сильнее связи с миром, тем больше дети могут наблюдать за ним. Озеленение территории несет в себе ту же функции. Зачем показывать на картинке изменения природы, если можно показать за окном? В таких условиях ученики всегда чувствуют себя частью окружающего мира.

Повторим еще раз основные тезисы архитектуры образовательного пространства:

  • возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  • формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т. д.;
  • формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  • наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.д.);
  • наличие мобильного оборудования в классах;
  • наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  • новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

*По материалам изданий Newtonewи Мел.

 

Понравилась статья? Ставьте лайки и пишите комментарии!

Комментировать